Что такое Божий завет

Что такое завет вообще? Это как соглашение между двумя сторонами, вернее сказать договоренность, с которой соглашается и та, и другая сторона. Заветы (или союзы) заключаются с целью иметь хорошие отношения между собою. В этих договоренностях описываются отношения между двумя сторонами. Такие союзы могут иметь различные временные границы. При таких договоренностях существуют различные знаки, подтверждающие заключение союза. Для рассмотрения такого союза можно привести пример союза, или вернее сказать, завета дружбы (как это и записано в Синодальном переводе) между Давидом и Ионафаном в книге 1Царств 18: 1- 4 и 20, 4- 17. В главе 18 говорится, что Ионафан полюбил Давида, и поэтому заключил с ним союз. В знак этого союза Ионафан отдает свою одежду и обмундирование. Дальше в главе 20 они приносят друг другу клятвы (1Цар. 20: 3): «Давид клялся и говорил…». В свидетели призывают Господа и просят проявления милости друг ко другу.

Давид (1Цар. 20: 8): «Ты же сделай милость рабу твоему, - ибо ты принял раба твоего в завет Господень с тобою…».

Ионафан (1Цар. 20: 12): «жив Господь, Бог Израилев!…»,(20:14) «Но и ты, если я буду еще жив, окажи мне милость Господню».

Этот завет предполагал также срок или по какое время он заключался. Ионафан говорил Давиду (20:15), чтобы Давид даже после смерти Ионафана не отнял милости своей от его дома никогда.

Следующий пример союза или договора между Авраамом и Авимелехом (Быт. 21: 22- 34). Здесь мы видим не просто союз, но больше договор о мирном сосуществовании, о добром соседстве. Но здесь есть те же элементы, как и в союзе Давида и Ионафана: клятвы, призывание в свидетели Бога, благоволение потомству, видимые знаки завета (семь агниц и роща).

В Быт. 26: 26- 34 заключаются союз мира между Авимелехом и Исааком, здесь мы видим так же клятву, и еще то, что они после заключения союза ели и пили. Пиршество или трапеза означала закрепление союза. Быт. 26: 30 «Он сделал им пиршество, и они ели и пили». В 3Цар. 5: 1 –12 Соломон заключает союз с Хирамом. В основе этого союза лежат чисто деловые отношения: ты мне, я тебе.

О серьезности заключенного союза (завета) говорит отрывок из И. Навина 9: 1 –27. После заключения союза израильтяне поняли, что их обманули. Но они говорят ст. 20, «вот что сделаем с ними: оставим их в живых, чтобы не постиг нас гнев за клятву, которую мы клялись им». Когда они клялись, то призывали имя Господа. Нарушение завета, нарушение клятв ведет к гневу Господа.

В Иезекиля 17:19, Господь будет наказывать за нарушение союза и клятвы: «Посему, так говорит Господь Бог: живу Я! Клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову». Иерем. 34: 8-21: здесь четко описывает, какое совершено преступление и нарушается завет. И за это следует конкретное наказание, которое объявляется через пророка. Можно сказать, что завет, которым был связан Израиль, был заветом жизни и смерти. Народ давал «смертельную клятву», когда проходил между рассеченными частями тельца (Иер. 34:18). Этот ритуал существовал как у Израильтян, так и не у израильтян. Рассеченные части символизировали смерть для нарушивших завет, в который они вступали. Здесь можно сказать, что завет – это тесная связь друг с другом, узы, и эти узы «на крови» - либо жизнь, либо смерть.

Как упоминалось выше, заветы были присущи не только израильтянам. Джордж Менденхолл на основе хеттских заветов выделил следующие характерные аспекты:

  1. В каждом завете есть предисловие, где описано, кто вступает в завет и его титулы.
  2. историческое вступление (вот почему вам необходимо вступать со мною в завет).
  3. клятва и призыв к верности – это как условие завета.
  4. список божественных свидетелей завета.
  5. благословения при исполнении завета и проклятия при нарушении завета.
  6. запись, хранение и период публичного оглашения завета.

Для скрепления завета использовали масло и воду. Масло втиралось в руку и впитывалось – это как символ того, что принимались обязательства завета. А воду выпивали, и это значило то же, что обязательства принимаются.

Описанные выше заветы заключались между людьми: как между равными, так и между царями и народом. В этих заветах мы можем проследить идею двустороннего договора или соглашения. Но Мюррей идет дальше: он говорит о «клятве верности», а не о «двустороннем соглашении»: «На передний план выдвигаются не условия соглашения, а обязательство, которое один человек торжественно берет на себя перед другим».[1] Мюррей говорит о сущности завета, как об обещании безграничной верности.

Люди в те времена прекрасно понимали, что такое завет, а самое главное – заветные отношения. Но в чем же отличие Божия завета от людских и его уникальность?

Господь Сам устанавливает завет, Он определяет условия завета (Быт. 6:18). Бог проявляет инициативу, он «спускает» завет человеку. Этот завет нельзя назвать заветом между равными, это односторонний завет. Мы не обсуждаем этот завет, он провозглашается (Быт. 17: 2, 4, 13). Но Бог также берет ответственность на себя за исполнение завета (Евр. 6:13, Быт. 15:17).

На какой же срок заключается Божий завет? Псалом 104: 7 –10 «Вечно помнит завет свой, слово, которое заповедал в тысячу родов». Евр. 13: 20: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа».

С кем Бог устанавливает завет?

Быт. 9: 8- 15: здесь Бог устанавливает завет с Ноем, с его потомством, «со всеми животными живыми». Быт. 12: 1 – 3: благословения обещаются потомству Авраама. В главе 12: 7 Господь обещает землю потомству Авраама. В Аврааме благословятся все племена земные Иерем. 33: 25, 26 – точное заверение в благословении племени Авраама.

Божий завет находится в истории. На протяжении истории человечества этот завет раскрывался шире. Но это по-прежнему один и тот же завет, но есть особенности исполнения этого завета для каждого периода времени.

Быт. 2: 15-17: Господь поселил человека в Эдемском саду для возделывания земли, и запретил вкушать от дерева познания добра и зла.

Быт. 9:13-15: в завете с Ноем Господь говорит: «… и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти». Знамением такому установлению полагается радуга.

Быт. 17:10: Авраам и его потомки должны соблюдать завет. Знаком тому – обрезание.

Второзаконие 5:1-3: Моисей передает слова Господа и требует исполнения закона. Израилю даются десять заповедей.

Иерем. 31: 33, 34: в Новом Завете закон будет написан на сердцах людей. Все будут знать Господа.

Хотя все эти заветы имеют свои особенности, нельзя говорить о них как о разных заветах, заключенных Богом с человечеством.

О. Палмер Робертсон говорит: «Напротив, каждый последующий завет строится на предыдущем, сохраняя важнейшее из того, что было установлено ранее».[2]

 

Можно увидеть два аспекта единства заветов: структурное и тематическое.

Структурное единство:

Второзак. 7: 7- 9: Господь упоминает, что завет с Моисеем основан на любви Его и клятве, которую Он давал патриархам. Господь сохранит этот завет до тысячи родов. Как же можно провести разделительную черту между заветами с Авраамом и Моисеем?

2Цар. 7: 20 –26: в своем обращении к Богу, Давид упоминает об избрании Израиля (завет с Авраамом), дальше упоминается избавление из Египта (завет с Моисеем). Давид просит исполнить «то, что Ты изрек» (упоминание о клятве).

Иерем. 33: 14 –26: здесь вообще разворачивается история заветов.

 

Стих 14: клятва будет исполнена во Христе.

Стих 15: упоминается отрасль Давидова – Христос.

Стих 17: исполнение обещания завета с Давидом.

Стих 18: ссылка на уставы в завете с Моисеем.

Стих 20: упоминается завет творения.

Стих 22: исполнение обещание Аврааму.

Тематическое единство:

Тема определяется сущностью заветов. Это тема утверждает связь Бога с народом, Его верность и любовь к народу.

Если рассмотреть стихи в Лев. 26: 10-12, Иезек. 37: 26-28; Иерем. 32: 38-40; Откр. 21: 1-7, то мы можем увидеть, так называемую, трех частную формулу: Я буду вашим Богом, вы будете Моим народом, и я буду среди вас. Это проходит красной нитью через все Писание, через все заветы.

Можно сказать, что отношения Бога с Его народом – это цель завета. Сам завет можно представить как искупительный план. План, который осуществляет строительство Царства Божьего на Земле.

«Расстояние между Богом и тварью так огромно, что хотя разумные создания и должны повиноваться Ему как своему Творцу, все же они никогда не смогли бы достичь блаженства и награды, если бы не добровольное снисхождение со стороны Бога, которое Ему было угодно выразить в виде завета».[3]

 

Жизнь человечества делят на два момента: до грехопадения и после. Называют заветы, заключенные в то время, соответственно: завет дел и завет благодати. Неужели в завете дел не было Божьей благодати, а спасались по делам? Если мы рассмотрим момент сразу после грехопадения (Быт. 3: 9), мы увидим, что общение людей с Богом не исчезло. Бог ищет Адама. По обетованиям Бога («плодитесь и размножайтесь») Ева может рожать. Род людской не прекращается от грехопадения. Адам продолжает работать, возделывать землю (эта задача у него была и до грехопадения). Так же было дано обещание искупления (3:15). В этом всем и видна Божья благодать. Лучше было бы использовать не термин завет дел, а завет творения, не завет благодати – завет искупления.

Часто также разграничивают Ветхий и Новый Заветы. На смену Ветхому Завету приходит Новый Завет, а Ветхий Завет отбрасывается. Но существует четкая связь между двумя этими заветами. Учреждение Иисусом Христом Нового завета было в Его крови (чаша вечери Господней). Эта кровь завета имеет связь и с кровью заветов Авраама и Моисея. Больше всего эта тема раскрыта в Послании к Евреям, где автор показывает, не отрицая Ветхий Завет, превосходство Нового завета. Все то, что обещалось, теперь исполняется: «беспрепятственный доступ к Богу и постоянное общение».[4] Новый завет дает прощение грехов (Евр. 8:12), все будут знать Бога (Евр. 8:11).

«Одним словом, Новый завет есть завет, каким мы видели его на всем протяжении искупительного откровения и достижения искупления».[5]



[1] Джон Мюррей «Завет Благодати», стр. 12

[2] О. Палмер Робертсон «Христос Божьих Заветов», стр. 38

[3] Вестминстерское Исповедание Веры, гл. 7, п. 1, стр. 36

[4] Джон Мюррей «Завет благодати», стр. 35

[5] Джон Мюррей «Завет благодати», стр. 35

 

Наши контакты

icon_phone

+38 (050) 927-61-74

icon_email

andre32mech@yandex.ru

icon_address

г. Николаев, ул. 1-я Слободская, 122/2 (цокольный этаж)

icon_time

Начало воскресного служения - 11.00

Блог проповедника